Бовуа́р Симона де (Beauvoir) (1908-1986), французская писательница. Жена Ж. П. Сартра. В романе «Гостья» (1943) - экзистенциалистские идеи абсурдности мира. Роман «Мандарины» (1954) о послевоенной жизни французской интеллигенции. Эссеистская книга «Второй пол» (1949) - признанная «библия феминизма»; в 1974 Бовуар создала Лигу прав женщин. В повести «Прелестные картинки» (1966) и др. - неприятие стандартизации и дегуманизации европейской «цивилизации потребления». Автобиографическая тетралогия («Сила вещей», 1963; «В конечном итоге», 1972, и др.). Эссе «Старость» (1970). Пьесы.
* * *
БОВУАР Симона де - БОВУА́Р (Beauvoir) Симона де (1908-86), французская писательница. Жена Ж. П. Сартра. В романе «Гостья» (1943) - экзистенциалистские идеи абсурдности мира. Роман «Мандарины» (1954) о послевоенной жизни Франции. Книга о моральной эмансипации женщин «Второй пол» (1949). Повесть «Прелестные картинки» (1966). Автобиографическая трилогия (1958-63). Пьесы.
* * *
БОВУА́Р (Beauvoir) Симона де (полн. имя Симона Люси Эрнестина Мари Бертран) (9 января 1908, Париж - 14 апреля 1986, там же), французская писательница и феминистка, участница литературно-философского. кружка, в котором разрабатывались литературные. версии основных тем экзистенциальной философии. Жена Ж. П. Сартра (см. САРТР Жан Поль). Наибольшую известность ей принес трактат «Второй пол», в двух томах (1949), пылкий, но вполне обоснованный призыв к упразднению того, что Бовуар называла мифом о «вечной женственности». Эта книга стала классикой феминистской литературы в конце 1960-х годов.
Окончив частный лицей, Бовуар поступила в Сорбонну (см. СОРБОННА), где изучала философию. В 1929 встретила Сартра и стала его гражданской. женой. В 1931-1943 Бовуар преподавала в школе, затем полностью посвятила себя литературной деятельности. С 1945 совместно с Сартром издавала ежемесячный журн. Le Temps Modernes.
Ее романы, развивая основные экзистенциальные сюжеты, иллюстрируют подход Бовуар к проблеме обязательств писателя перед своим временем. В «Гостье» (1943) описывается незаметное разрушение гармонии супружеской пары, вызванное продолжительным присутствием в доме молодой девушки. В романе затронута глобальная проблема восприятия сознанием «другого»: основой индивидуального сознания является обязательное подавление других сознаний. Самый известный роман писательницы. «Мандарины» (1954) удостоен Гонкуровской премии (см. ГОНКУРОВСКАЯ ПРЕМИЯ). Он представляет собой повествование о попытках послевоенного поколения французской интеллектуальной элиты (мандаринов) преодолеть собственный социальный статус и включиться в политическую борьбу. Кроме того, Бовуар написаны четыре философские книги, в т. ч. «Этика двойственности» (1947); дневники путешествий по Китаю «Долгий путь» (1957) и США «Америка изо дня в день» (1948), множество статей и монографий.
Перу Бовуар принадлежит также несколько автобиографических книг: «Мемуары хорошо воспитанной девушки» (1958), «Сила зрелости» (1960), «Сила случая» (1963), «Сказанное и сделанное» (1972), воссоздающих живую и достоверную картину интеллектуальной жизни Франции с 1930-х по 1960-е годы.
В «Старости» (1970) и «Очень легкой смерти» (1964; русский перевод 1968), написанных после ухода из жизни ее матери, Бовуар размышляла над проблемой старения в современном мире. В 1981 она опубликовала «Обряд прощания», исполненное горечи свидетельство о последних годах жизни Сартра.
Бовуар проявила себя как человек редкого мужества и честности. Жизнь подтвердила ее тезис: для мужчин и женщин возможность самореализации должна быть равной, поскольку в основе индивидуального выбора лежит не половое различие, а совместность человеческого бытия.